В последнее время при разработке плана мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях (далее – НМУ) все чаще мы задаемся вопросом нужно ли при расчетах учитывать фоновых концентрации загрязняющих веществ и по каким критериям необходимо анализировать выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 6 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 (далее – Приказ № 811), в качестве исходных данных при разработке плана мероприятий, основными выступают:
- данные документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов;
- результаты расчета технологических нормативов в части выбросов (нормативов допустимых выбросов – НДВ);
- результатов расчетов рассеивания выбросов.
Для того, чтобы разработать и согласовать план мероприятий при НМУ, необходимо знать и оперировать не только Приказом № 811, но и другими нормативными документами, поскольку инспекторы во многих регионах не ограничиваются проверкой пояснительной записки к плану мероприятий при НМУ, а смотрят еще и соответствие остальных представленных документов нормативно-правовым актам.
По основным исходным данным для разработки плана мероприятий при НМУ перечислим также основные нормативно-правовые акты для этих документов.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ разрабатывается на основании Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871 (далее – Приказ № 871).
Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатывается на основании Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581 (далее – приказ № 581).
Расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ должен быть выполнен в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 6 июня 2017 года № 273 (далее – Приказ № 273).
К расчетам рассеивания, которые проводятся в рамках проекта НДВ вопросов не возникает. В соответствии с п. 14 Приказа № 581, для гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха указываются значения максимальных разовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее – ПДК м.р.), ориентировочно безопасных уровней воздействия (далее – ОБУВ), среднесуточных и (или) среднегодовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее – ПДК с.с., ПДК с.г.) при их наличии, а также перечни смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием).
Единственное упоминание концентраций в Приказе № 811 отображено в контексте их непревышения. Также, согласно п. 7 Приказа № 811, загрязняющие вещества, характерные для конкретного ОНВ, по которым на границе санитарно-защитной зоны наблюдается превышение ПДК, а также по которым осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, определяются на основе, в том числе, характеристик источников выбросов и результатов расчетов рассеивания.
То есть в рамках плана мероприятий при НМУ анализируются все нормируемые вещества и, если по части ненормируемых наблюдается превышение 0,8 или 1,0 ПДК, то они также включаются в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются мероприятия. Однако про критерии расчета рассеивания, про виды гигиенических нормативов загрязняющих веществ в Приказе № 811 не говорится ни слова.
Если обратиться к логике, здравому смыслу и Приказу № 273, то можно сделать следующие выводы.
Неблагоприятные метеорологические условия – метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха. Представляют собой краткосрочное сочетание метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия), которые способствуют накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Неблагоприятные метеорологические условия носят краткосрочный характер и объявляются не более, чем на 24 часа. Они не могут наблюдаться длительный период времени. При выполнении мероприятий предприятие может уменьшить максимальный разовый выброс, то есть повлиять на выброс в г/с, поскольку он является исходным при расчете максимальных разовых концентраций.
Согласно п. 4.1 Приказа № 273, среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе соответствуют длительному (сезон, год) времени осреднения, а сочетанию неблагоприятных метеорологических условий, в том числе опасной скорости ветра и неблагоприятных условий выброса загрязняющих веществ, при котором в условиях соблюдения промышленным предприятием установленного режима работы достигаются максимальные значения максимальных приземных концентраций, соответствуют как раз максимальные разовые концентрации.
Следовательно, можно отметить, что анализ и сравнение среднегодовых концентраций в рамках разработки плана мероприятий при НМУ, нецелесообразен.
Однако, среди выбрасываемых веществ могут наблюдаться такие, по которым не установлены ПДКм.р., а, скажем, имеются критерии ПДКс.с. и ПДКс.г. или только ПДКс.с. Как в таком случае анализировать превышения по веществу?
Согласно п. 12.12 Приказа № 273, для расчета ПДКс.с. нам необходимо, чтобы были установлены все 3 критерия: ПДКм.р., ПДКс.г. и ПДКс.с. Поскольку при разработке плана мероприятий при НМУ рассчитывать и анализировать среднегодовые концентрации нет необходимости, то и среднесуточные концентрации также не считаются. Однако игнорировать часть загрязняющих веществ тоже нельзя.
В таком случае для веществ, по которым установлены среднесуточные концентрации, проводится расчет по критерию ПДКс.с. и сопоставление рассчитанных концентраций с нормативом ПДКм.р.
Так как при расчете максимальных разовых концентраций учитывается время осреднения 20-30 минут, значения концентраций, рассчитанных с учетом сопоставления См.р./ПДКс.с., всегда будут больше, чем сопоставимые с нормативами ПДКс.с. (Сс.с./ПДКс.с.), что дает нам уверенность в том, что, если анализируемое вещество не превышает гигиенические нормативы с учетом осреднения в 20-30 минут, то оно не превысит гигиенический норматив и с учетом суточного осреднения.
Что касается учета фоновых концентраций при расчете НМУ, то, согласно п. 12 Приказа № 811, мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение концентраций совместно с другими источниками, то есть с учетом фоновых концентраций.
Если говорить проще, то периоды НМУ способствуют росту концентраций загрязняющих веществ от всех источников выбросов, в том числе, создаваемых сторонними предприятиями, что, как раз, и отражается в фоновом загрязнении.
В любом случает, если при анализе максимальных расчетных концентраций с учетом фоновых концентраций не будет наблюдаться превышения гигиенических нормативов, то и без учета фона его также не будет.
Согласно п. 11.1 Приказа № 273, при расчетах максимальных разовых и среднегодовых концентраций используются максимальные разовые и среднегодовые фоновые концентрации, которые соответствуют времени осреднение 20 мин и 1 год соответственно. Следовательно, фоновая концентрация используется только по критериям ПДКм.р. и ПДКс.г., а, поскольку, в рамках плана мероприятий при НМУ не анализируются среднегодовые концентрации, то и фон для них учитывать нет смысла.
Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии – записаться на экоаудит…
Отдел продаж: 8-800-200-14-97 (звонок бесплатный)
8-967-988-92-17 WhatsApp.
В Telegram мы отвечаем на вопросы и делимся опытом, подписывайтесь на наш канал – https://t.me/ecologeasy.