1. Проект НДВ и его основная часть.
В соответствии со Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 04.05.1999 №96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», любому хозяйствующему субъекту, оказывающему негативное воздействие на атмосферный воздух, необходим определенный перечень экологической документации, который отражает качественный и количественный состав выбросов. Одним из таких документов является проект нормативов допустимых выбросов/предельно допустимых выбросов (НДВ, ПДВ). Данный проект разрабатывается для объектов I, II и III категорий негативного воздействия. Основной частью данного проекта является установление нормативов допустимых выбросов, подтвержденный расчетом рассеивания загрязняющих веществ. Для объектов IV категории НВОС нормативы допустимых выбросов не устанавливаются.
Проект НДВ разрабатывается в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №581 (далее, приказ МПР №581), который определяет порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В соответствии с данным приказом, анализируется объект НВОС и прилегающая территория, определяются источники выбросов, качественный и количественный состав выбросов объекта НВОС (на основании инвентаризации выбросов), производится расчет рассеивания загрязняющих веществ с учетом фоновых концентраций и климатических параметров и, в конечном итоге, определяются такие предельно допустимые выбросы, при которых отсутствуют превышения гигиенических нормативов на нормируемых территориях (жилые зоны, охранные зоны). Также, в рамках проекта НДВ, производится расчет целесообразности мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), а также формируется план-график контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов. Конечным разрешительным документом, утверждающие нормативы допустимых выбросов, является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается региональным органом Управления Роспотребнадзора (или другим уполномоченном органом, выполняющим данные функции).
Проект НДВ разрабатывается сроком на 7 лет, таким образом, предприятию необходимо будет соблюдать нормативы, которые установлены в разработанном и согласованном проекте в течение всего этого времени. Чтобы помочь природопользователю соблюдать установленные нормативы, составляется план-график контроля нормативов выбросов, в котором определяется периодичность и способ осуществления контроля. Результаты контроля нормативов выбросов затем идут в ежегодную экологическую отчетность (например, в отчет по производственному экологическому контролю (ПЭК)), по итогам которого делаются выводы, происходит ли превышение нормативов, что затем определяет, будет ли предприятие платить за превышение.
2. Какие цифры идут в НДВ, категорийность
Зачастую, разработке проекта НДВ предшествует проведение инвентаризации выбросов, в которой анализируется качественный и количественный состав выбросов. Но именно в данном документе закладывает основной фундамент будущего проекта НДВ, так как состав выбросов будет напрямую влиять на то, будут ли разрабатываться нормативы выбросов, какие вещества будут нормироваться, какой будет установлен верхний предел выбросов.
После проведения инвентаризации, обычно происходит одно из двух действий:
- 1) либо постановка на учет объекта НВОС в реестр Роспотребнадзора – объекту затем присваивается категория НВОС, которая затем определяется перечень ежегодной экологической отчетности;
- 2) либо происходит актуализация данных в этом же реестре – может измениться количество источников выбросов, качественный и количественный состав выбросов, и даже, измениться категория НВОС.
Категория объекта НВОС напрямую влияет на разработку проекта НДВ, так как в соответствии с пунктами 4 и 5 приказа МПР №581, при установлении предельно допустимых выбросов учитывается категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду:- для объектов IV категории предельно допустимые выбросы вообще не разрабатываются, проводится только инвентаризация выбросов;
- для объектов III категории разрабатывается проект НДВ, но в нормативы идут только те вещества, которые обладают –канцерогенными и высокотоксичными свойствами, при их наличии в выбросах (вещества I и II классов опасности);
- для объектов II категории разрабатывается проект НДВ, но в нормативы выбросов идут вещества, включенные в перечень регулируемых загрязняющих веществ (в актуальной редакции, Перечень 2909-р);
- для объектов I категории разрабатывается проект НДВ, но в нормативы, как и для объектов III категории, идут только те вещества, которые обладают высокотоксичными и канцерогенными свойствами вещества I и II классов опасности).
Таким образом, мы видим, что в зависимости от категории объекта, в нормативы идут разные вещества и совсем не обязательно, например, для объектов III категории устанавливать нормативы по всем веществам.
3. Почему важно понимать, какие цифры получатся в НДВ
Еще на этапе инвентаризации выбросов, важно понимать (тем более, если точно знаете, что объект не будет IV категории НВОС), что полученные цифры пойдут в проект НДВ, и в соответствии с категорией объекта будут установлены нормативы выбросов и установлен перечень ежегодной экологической отчетности. Для того, чтобы исключить ошибки в разработке НДВ, необходимо отметить несколько важных моментов.
В первую очередь, очень важно проверять полученные цифры в ходе расчетов выбросов с реальной картиной деятельности хозяйствующего субъекта. Конечно, данные расчеты проводятся на этапе инвентаризации выбросов, но при установлении нормативов, данные цифры, во-первых, не должны превышать допустимых гигиенических нормативов на границах нормируемых территорий, а во-вторых, отражать реальную картину осуществляемой деятельности, то есть, должны быть те вещества, которые реально выбрасываются в ходе конкретного процесса и в тех количествах, которые реально могут быть. Таким образом, например, от процесса очистки автомобильных деталей с расходом средства 20 литров не может выделяться в атмосферу 500 кг керосина. Особенно важно следить за данными цифрами в отношении веществ, которые имеют высокую ставку платы. Например, за тонну выброса бенз/а/пирена хозяйствующему субъекту придется заплатить более 5 млн. рублей. Аналогично и по остальным веществам – все посчитанные экологом-разработчиком валовые цифры (т/год) выброса загрязняющих веществ затем пойдут в Декларацию о плате за негативное воздействие. Таким образом, по данным цифрам природопользователь будет платить за ежегодный выброс, соответственно эколог-разработчик также должен быть внимателен при проведении расчетов и несет ответственность за их правильность.
При разработке проекта НДВ следующим важным моментом стоит закрепить, что для разных категорий объектов НВОС будет нормироваться разный перечень загрязняющих веществ. Если для объекта III категории установить нормативы по всем вещества, выбрасываемых в ходе деятельности, то впоследствии хозяйствующий субъект будет ежегодно платить и отчитываться за выбросы всех этих веществ, а не только нормируемых в соответствии с законодательством. Для небольших объектов, выбрасывающих до 10 загрязняющих веществ, разница в количестве нормируемых веществ может показаться незначительной, но если объект выбрасывает 30 веществ, а из них будет нормироваться около 5, то это значительно облегчит затраты на ежегодную отчетность. Конечно, можно внести в нормативы все вещества, никто этого не запрещает, но если законодательство дает возможность сэкономить на выбросах, то такой возможностью необходимо природопользователю пользоваться.
Далее стоит заметить, что полученные цифры в инвентаризации выбросов затем пойдут в нормативы. А проект НДВ разрабатывается сроком до 7 лет. Следовательно, в течение этого срока, природопользователю необходимо будет не превышать рассчитанные предельно допустимые выбросы, ежегодно проводить контроль нормативов выбросов в соответствии с план-графиком контроля. При превышении нормативов природопользователю накладывается штрафной коэффициент, который может достигать 100-кратного значения увеличения платы. В связи с этим, еще на этапе инвентаризации выбросов, имеет смысл брать максимально возможные значения разовых выбросов загрязняющих веществ от данного источника, при которых не будет превышения действующих нормативов предельно-допустимых концентраций на нормируемых близлежащих территориях. Именно поэтому во многих случаях при расчетах выбросов и проведении рассеивания учитывают наиболее неблагоприятный вариант работы источника загрязнения, чтобы в дальнейшем, после установления нормативов и при проведении контроля, у природопользователя не возникло проблем, что фактический выброс превышает нормативный. Таким образом, при проведении контроля нормативов и составления ежегодной экологической отчетности, природопользователь может быть спокоен, что установленные нормативы не будут превышены в течение всего действия проекта НДВ.
Отдельно стоит сказать про учет фоновых концентраций при разработке проекта НДВ. В соответствии с приказом МПР №581, при разработке проекта, совместно с вкладом предприятия в загрязнение атмосферного воздуха, учитывается вклад фоновых значений загрязняющих веществ. Фоновые концентрации по веществам можно запросить в региональном УГМС. Таким образом, с учетом фона, в ходе проведения рассеивания, может оказаться, что значения концентраций конкретных загрязняющих веществ может превышать допустимые гигиенические нормативы на нормируемых территориях. Соответственно, необходимо либо вносить корректировки в инвентаризацию выбросов, конкретно в параметры аэродинамики источников загрязнения и в расчеты, не допущены ли в них ошибки, либо, сообщать хозяйствующему субъекту, что при данных значениях выброса присутствуют превышения гигиенических нормативов, поэтому потребуется уменьшать производственную мощность. Без учета фоновых концентраций, установленные значения нормативов выброса не будут утверждены в согласующих органах.
Подводя итог, необходимо закрепить, что понимание того, какие цифры получатся в проекте НДВ, от чего они зависят, на что стоит обратить внимание при разработке НДВ, позволит разработчику проектной документации составить такой проект, который будет удовлетворять действующему законодательству и, при этом, поможет сберечь природопользователя от лишних трат на экологической документации и отчетности, что, в свою очередь, отразится на репутации разработчика.
Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии – записаться на экоаудит…
Отдел продаж: 8-800-200-14-97 (звонок бесплатный)
8-967-988-92-17 WhatsApp.
В Telegram мы отвечаем на вопросы и делимся опытом, подписывайтесь на наш канал – https://t.me/ecologeasy.