В 2019 году в рамках национального проекта «Экология» запущен федеральный проект «Чистый воздух», направленный на улучшение экологической обстановки и снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет за собой привлечение к административной ответственности по КоАП РФ. Это говорит об обязательности для предприятий 1, 2 и 3 категорий НВОС разработки проекта ПДВ (НДВ).
Основная цель проекта “Чистый воздух” состоит в снижении уровня загрязнения атмосферного воздуха, улучшении экологической обстановки и здоровья населения. В его рамках проводятся широкомасштабные мероприятия по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, модернизации промышленных предприятий и повышению энергетической эффективности:
- модернизация промышленных предприятий и энергетических установок, с целью снижения выбросов вредных веществ и повышения энергетической эффективности.
- развитие системы мониторинга качества воздуха, что позволяет своевременно выявлять и контролировать источники загрязнения, а также принимать меры по улучшению ситуации.
- популяризация использования экологически чистых технологий и развитие альтернативных источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, для сокращения использования ископаемого топлива.
- расширение мероприятий по сбору и утилизации отходов, особенно в городах и крупных промышленных районах.
- образовательные и информационные кампании, направленные на повышение осведомленности населения о проблемах загрязнения воздуха и способах улучшения качества воздуха.
Первыми участниками проекта стали 12 крупных промышленных центров: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. С июня 2022 года география проекта расширилась и сейчас в нем участвуют уже 43 российских города.
С августа 2021 года руководство федеральным проектом «Чистый воздух» было возложено на Минприроды России. Меры, принимаемые при реализации этого проекта, обеспечат кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах, в том числе снижение выбросов не менее, чем на 20%, а к 2030 году – в два раза. Достигнуть целей планируется за счет мероприятий по снижению выбросов от промышленных предприятий, объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры.
В городах-участниках проекта с 1 января 2020 по 31 декабря 2026 года проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения воздуха (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ). Для каждой территории эксперимента Правительство РФ по представлению высшего должностного лица соответствующего региона утверждает комплексный план мероприятий по снижению выбросов. Комплексный план включает в себя:
- целевые показатели, которые должны быть достигнуты в ходе его реализации;
- перечень мероприятий по снижению выбросов от всех источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: не только промышленных предприятий, но и объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также показатели снижения выбросов;
- список иных мероприятий, позволяющих улучшить качество атмосферного воздуха;
- сроки выполнения мероприятий, источники и объемы их финансирования;
- сведения об ответственных за выполнение указанных мероприятий органах власти и местного самоуправления, юридических лицах и ИП.
При запуске эксперимента планировалось, что он завершится 31 декабря 2024 года, но в прошлом году было принято решение о его продлении на два года.
По данным Правительства РФ, мероприятия, реализуемые в рамках федерального проекта “Чистый воздух”, позволили по итогам 2022 года снизить выбросы в атмосферный воздух на 11%.
Нужно отметить, что регионы получают на эти цели трансферты из федерального бюджета – распределение бюджетных ассигнований в 2022 и 2023 годах происходит на основании Распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2021 г. № 1577-р.
Утверждены условия льготной кредитной программы для предприятий топливно-энергетического комплекса, расположенных в 12 городах–участниках федерального проекта (постановление Правительства РФ от 6 мая 2023 г. № 709). До 31 декабря 2024 года за счет средств федерального бюджета будут субсидироваться ставки по кредитам, взятым организациями или ИП после 1 января 2023 года на срок не более 10 лет в целях проведения на объектах электроэнергетики и теплоснабжения мероприятий по проектированию, строительству или реконструкции установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых опасных загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух. Максимальная ставка по таким льготным кредитам до конца следующего года будет составлять 3% годовых.
С 1 сентября прошлого года в перечень территорий эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха войдут еще 29 городских поселений и городских округов в Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях, республиках Бурятия, Дагестан, Тыва, Хакасия, Астраханской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Ростовской, Сахалинской областях (их список утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 июля 2022 г. № 1852-р; возможность расширения перечня территорий эксперимента закреплена в ч. 3 ст. 1 Закона № 195-ФЗ). Для них эксперимент продлится до конца 2030 года. Целевой показатель его проведения – снижение на территориях этих поселений и округов выбросов приоритетных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза по по сравнениями с показателями 2020 года.
С 1 января 2024 года вступит в силу требование об оснащении стационарных источников выбросов, которые расположены на квотируемых объектах, являющихся объектами I и II категорий (то есть оказывающих значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду), системами автоматического контроля по предусмотренным Федеральным законом № 7-ФЗ правилам с учетом особенностей создания и эксплуатации таких систем на квотируемых объектах, которые определит Правительство РФ (ч. 18-19 ст. 5 Закона № 195-ФЗ).
Сроки оснащения такими системами источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ таковы:
- в 12 городах, которые первоначально являлись участниками эксперимента по квотированию выбросов, – до 31 декабря 2025 года;
- в поселениях и округах, на которые эксперимент распространяется по решению Правительства РФ, – в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.
Для загрязняющих веществ, не являющихся приоритетными, система автоматического контроля выбросов будет создаваться в сроки и по требованиям, установленным пп. 9-10 ст. 67, п. 3 ст. 85 Федерального закона № 7-ФЗ, как указывает ч. 5.3 ст. 11 Федерального закона № 195-ФЗ.