Проект ПДВ алгоритм подготовки и согласования в 2025 году

В соответствии со статьей 22 «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов» Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ предприятия, имеющие стационарные источники загрязнения воздуха, обязаны разработать и утвердить нормативы допустимых выбросов (НДВ).

Нужен контроль над выбросами и минимизация платежей?

Закажите пересмотр НДВ под ваши текущие показатели — это сэкономит миллионы, уберёт риск санкций и приведёт документацию в порядок.

Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. №2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» определено, что НДВ проектируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий и не определяются для объектов IV категории.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 11.08.2020 №581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются предельно допустимые выбросы, зависит от категории объекта по критерию воздействия на окружающую среду, а именно:

– для планируемых к строительству объектов ОНВ предельно допустимые выбросы рассчитываются при проведении оценки воздействия на окружающую среду;

– для объектов II категории предельно допустимые выбросы устанавливаются для загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объекта и включенных в перечень регулируемых загрязняющих веществ»;

– для объектов I и III категории предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.

Для объектов I категории до получения в установленном порядке комплексного экологического разрешения (КЭР) нормативы допустимых выбросов и при невозможности их соблюдения временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут быть установлены разрешением на выбросы.

В 2025 году актуальный перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды определяется Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 N 2909-р (ред. от 05.06.2024) «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства РФ».

Основой для разработки НДВ юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является проектная документация (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов).

В качестве базового документа для разработки нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в отношении действующих объектов, оснащенных стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, используется отчет по итогам инвентаризации таких источников и объемов выбросов на данных объектах.

Алгоритм разработки:

  1. Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в процессе которой выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте. Результатом инвентаризации является отчет, содержащий данные о параметрах источников выбросов, количестве выбрасываемых загрязняющих веществ и степени их воздействия выбросов на окружающую среду.
  2. Анализ данных, на основе которых разрабатывается проект ПДВ, включающих:

– краткие сведения об объекте ОНВ, с указанием видов и объемов деятельности, перспективой развития и его воздействии на атмосферный воздух;

– описание географического расположения объекта ОНВ, близлежащих территорий, включая жилые зоны и зоны с особыми условиями использования территорий;

– ситуационную карта-схему с указанием масштаба, направления сторон света, границ земельного участка, на котором располагается объект ОНВ, стационарных источников с обозначением номеров, присвоенных при инвентаризации выбросов, границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

– описание климатических и метеорологических характеристик района расположения объекта ОНВ, согласно климатических справочников или по запросу в территориальное управление Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

– фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (в случае превышения максимальной приземной концентраций (ПДКм.р.) и среднегодовой концентрации загрязняющего вещества в атмосферном воздухе (ПДКс.г.) 0,1 ПДК от объекта ОНВ на границе производственной площадки.

После определения списка загрязняющих веществ, для которых необходим учет фоновой концентрации, составляется запрос в территориальное управление Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о получении необходимых фоновых концентраций.

  1. Далее на основе отчета об инвентаризации выбросов составляется перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия.
  2. Выполнение и анализ расчетов рассеивания выбросов и значений предельно допустимых выбросов с указанием географических, климатических и метеорологических характеристик района расположения объекта ОНВ, которые определяются в соответствии с Приказом Минприроды России от 06.06.2017 N273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».

Расчет рассеивания содержит сведения об используемых программах, которые использовались для оценки влияния источников выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух с описанием основных характеристик и условий проведения расчетов рассеивания (расчетной области, шага сетки, учета застройки и т.д.).

Далее формируются карты-схемы с нанесенными на них изолиниями расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ, определяется перечень стационарных источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух.

  1. Оценка выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с Приказом Минприроды России от 28.11.2019 №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».

Результаты расчетов предельно допустимых выбросов для объектов ОНВ, оформляются в виде таблицы, в которой для каждого стационарного источника (с указанием подразделения, цеха, участка, к которому относится источник, и номера источника) по каждому загрязняющему веществу (с указанием наименования и кода загрязняющего вещества) на момент разработки предельно допустимых выбросов и на последующие 7 лет отдельно приводятся значения рассчитанных предельно допустимых выбросов, являющихся нормативами допустимых выбросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а также, при необходимости, временно разрешенных выбросов (г/с и т/год).

Порядок согласования ПДВ:

Последовательность согласования и утверждения проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, существенно различается в зависимости от категории объекта НВОС.

После выполнения проекта ПДВ, общим порядком является:

  1. Проект ПДВ направляется в аккредитованный орган инспекции для получения экспертного заключения о его соответствии требованиям санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
  2. Для получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) проект ПДВ вместе с экспертным заключением о его соответствии требованиям санитарно-гигиенического законодательства, направляется в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Для объектов НВОС III категории проект ПДВ с положительным санитарно-эпидемиологического заключением направляется на утверждение руководителю предприятия.

Для объектов II категории НВОС расчеты ПДВ прилагаются к Декларации о воздействии на окружающую среду при дополнительном подтверждении их соответствия Роспотребнадзором в форме положительного санитарно-эпидемиологическое заключения, что соответствует п.4. ст. 31.2. ФЗ от 21.07.2014 № 219-ФЗ предусматривающим, что «одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов».

Для объектов I категории НВОС, выполненный проект ПДВ первоначально направляется в аккредитованный орган инспекции для получения экспертного заключения о его соответствии требованиям санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического законодательства, а затем передается в Роспотребнадзор для получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Проект ПДВ для объектов ОНВ I категории, включается в состав КЭР (при процедуре получения комплексного экологического разрешения), причем нормативы определяются только для загрязняющих веществ, относящихся к 1 и 2 классу опасности, согласно санитарной классификации.

Получите индивидуальное предложение, связавшись с нами сегодня.

Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии (записаться на экоаудит), и с учетом понимания потребностей предприятия, его технологических процессов и масштабности взять на экологическое сопровождение (о нем подробнее здесь)

Отдел продаж: 8-800-200-14-97 (звонок бесплатный)
8-967-988-92-17 WhatsApp.

В Telegram мы отвечаем на вопросы и делимся опытом, подписывайтесь на наш канал – https://t.me/ecologeasy.

Подпишитесь на наш канал