Расчет рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе проводится на основании
приказа N 273 Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных Минприроды России от 6 июня 2017 года (далее Методы или МРР-2017).
Для дальнейшего анализа существующего вопроса, нам потребуются термины, принятые в соответствии с
п. 3.1 Методов:
– ЗВ – загрязняющее вещество;
– ПДВ – предельно допустимый выброс;
– ПДК – предельно допустимая концентрация;
– ПДКмр – ПДК для максимальной из разовых концентраций ЗВ в атмосферном воздухе;
– ПДКсс – ПДК для среднесуточной концентрации ЗВ в атмосферном воздухе;
– ПДКсг – ПДК для среднегодовой концентрации ЗВ в атмосферном воздухе;
– ОБУВ – ориентировочный безопасный уровень воздействия.
ПДК загрязняющих веществ устанавливаются согласно
СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания” (далее СанПиН 3685-21) Таблица 1.1 графы 5 – ПДКмр; 6 – ПДКсс; 7 – ПДКсг. При этом, согласно общему принципу ПДКмр>ПДКсс>ПДКсг. То есть, наиболее строгим нормативом выступает ПДКсг. При наличии у загрязняющего вещества одновременно ПДКмр и ОБУВ позиция Роспотребнадзора следующая: сопоставление необходимо проводить именно с ПДКмр.
При этом, в соответствии с Методами рассчитываются следующие концентрации:
-
- Смр – максимальная разовая расчетная концентрация (за 20-30 мин. рассчитывается по разделам V-IX Методов);
- Ссс – среднесуточная расчетная концентрация (пункт 12.12 Методов);
- Ссг – среднегодовая расчетная концентрация (пункт 10.6 Методов);
- Сдг – долгопериодная (за год) средняя расчетная концентрация (пункты 10.1-10.5 Методов).
Хотя МРР-2017 уже 6 лет, недавно опубликованные письма вызывают интерес экологов к Методам и множество вопросов, как со стороны надзорных органов, так и со стороны разработчиков.
Каким образом правильно проводить сопоставление рассчитанных концентраций с ПДК?
Для начала разберем случай, предложенный самими Методами. Согласно п. 12.13. “Расчетное обоснование размеров санитарно-защитной зоны.“
Необходимость обоснования ориентировочного размера СЗЗ расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона регламентирована требованиями санитарных правил. Расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха по формулам, приведенным в настоящих Методах, необходимо проводить для ЗВ и групп веществ комбинированного вредного действия, по которым объект является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
- По ЗВ, для которых установлены значения максимальных разовых, среднесуточных и среднегодовых ПДК, расчетные концентрации сопоставляются с ПДК, относящимися к тому же времени осреднения.
- Для ЗВ, по которым среднегодовые ПДК не установлены, расчетные максимальные разовые концентрации сопоставляются с максимальными разовыми ПДК, а расчетные среднегодовые концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК.
- Для ЗВ, по которым установлены только среднесуточные ПДК, проводится только расчет среднегодовых концентраций, которые сопоставляются со среднесуточными ПДК.
Исходя из вышесказанного, расчеты рассеивания загрязняющих веществ при разработке проекта санитарно-защитной зоны, в том числе с учетом фона, необходимо выполнять для веществ, по которым объект является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Согласно п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (С изменениями и дополнениями)
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Таким образом согласно п. 12.13 Методов, расчёт рассеивания выполняется по загрязняющим веществам и группам суммации, превышающим 0,1 ПДК за пределами промышленной площадки. А сопоставление рассчитанных концентраций с гигиеническими нормативами выполняется следующим образом:
Установленные нормативы | Соотношение концентраций к нормативам |
ПДКмр/ОБУВ | Смр/ПДКмр; Смр/ОБУВ |
ПДКсс | Ссг/ПДКсс |
ПДКсг | Ссг/ПДКсг |
ПДКсс; ПДКсг | Смр/ПДКсс; Ссг/ПДКсг |
ПДКмр/ОБУВ; ПДКсг | Смр/ПДКмр; Смр/ОБУВ; Ссг/ПДКсг |
ПДКмр/ОБУВ; ПДКсс; ПДКсг | Смр/ПДКмр; Смр/ОБУВ; Ссс/ПДКсс; Ссг/ПДКсг |
ПДКмр/ОБУВ; ПДКсс | Смр/ПДКмр; Смр/ОБУВ; Ссг/ПДКсс |
В случае разработки проекта НДВ в соответствии с Методикой разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года N 581 (далее Методика расчёта НДВ) расчёты проводятся в соответствии с п.34.
Для загрязняющих веществ, по которым санитарными правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, установлены максимальные разовые ПДК или ОБУВ, проводится расчет осредненных за 20-30-ти минутный интервал максимальных разовых концентраций, которые сопоставляются с максимальными разовыми ПДК или ОБУВ.
Для загрязняющих веществ, по которым установлены среднесуточные ПДК, проводится расчет значений концентраций, усредненных за год с учетом времени работы и изменений состава и мощности выбросов (нестационарности выбросов) стационарных источников в течение года, и такие концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК или среднегодовыми ПДК (при их наличии).
Если для загрязняющего вещества установлены значения и максимальных разовых и среднесуточных ПДК, то расчетные максимальные разовые концентрации сопоставляются с максимальными разовыми ПДК, а расчетные среднегодовые концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК.
Для определения величин на основе расчета долгопериодных средних концентраций, в частности, усредненных за год, используются значения среднегодовой предельно допустимой концентрации (ПДКсг).
Сопоставление рассчитанных концентраций с гигиеническими нормативами выполняется следующим образом:
Установленные нормативы | Соотношение концентраций к нормативам |
ПДКмр/ОБУВ | Смр/ПДКмр; Смр/ОБУВ |
ПДКсс | Ссг/ПДКсс |
ПДКсг | Ссг/ПДКсг либо Сдг/ПДКсг |
ПДКсс; ПДКсг | Ссг/ПДКсг либо Сдг/ПДКсг |
ПДКмр/ОБУВ; ПДКсг | Смр/ПДКмр; Смр/ОБУВ; Ссг/ПДКсг либо Сдг/ПДКсг |
ПДКмр/ОБУВ; ПДКсс; ПДКсг | Смр/ПДКмр; Смр/ОБУВ; Ссг/ПДКсг либо Сдг/ПДКсг |
ПДКмр/ОБУВ; ПДКсс | Смр/ПДКмр; Смр/ОБУВ; Ссг/ПДКсс |
Среднесуточные концентрации являются подмножеством максимальных разовых, поэтому Смр может сопоставляться с ПДКсс и соответствует по интервалу осреднения: величина являющаяся максимальной на разовом интервале времени не может быть превышена на суточном интервале.
Также важным является разбор п. 35. Методики расчета НДВ, так как он предусматривает учет фона при превышении 0,1 ПДК, но важной поправкой в данном вопросе будет наличие неучтенных источников в соответствии с п. 8.1 и п. 10.3.1 МРР-2017. То есть для учета фона необходимо доказать существование других источников выброса загрязняющего вещества. А также в случае, если фон не может быть выдан (так как не ведутся наблюдения и не имеется сводных расчетов), он также принимается равным 0.
Для загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками объекта ОНВ, для которых условие (5) выполняется, учитывается фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха для конкретных загрязняющих веществ, а также для смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием). При этом рассматриваются смеси загрязняющих веществ, которые образованы загрязняющими веществами, выбрасываемыми стационарными источниками объекта ОНВ, для которых условие (5) выполняется с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Если приземная концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, формируемая выбросами какого-либо загрязняющего вещества, не превышает 0,1 ПДК за границами земельного участка, на котором расположен объект ОНВ, то при расчете предельно допустимых выбросов такого загрязняющего вещества фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха принимается равным 0, и учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха для смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием), в которые входит данное загрязняющее вещество, не выполняется.
В случае, если организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по запросу не представлены данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха (фоновых концентрациях загрязняющих веществ) и отсутствуют официальные данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха, полученные на основе результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха при проведении расчетов рассеивания выбросов для конкретного стационарного источника и объекта ОНВ в целом при разработке предельно допустимых выбросов принимается равным 0.
Учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха при определении предельно допустимых выбросов осуществляется в порядке, установленном Методами расчета рассеивания.
В соответствии с п. 16 Методики расчета НДВ в случаях, когда фон требуется, он не всегда может быть выдан уполномоченным органом УГМС, но в ряде случаев может быть выдан в территориальном органе Росприроднадзора (при наличии утвержденных сводных расчетов). Самостоятельно рассчитать фон при этом, даже имея такую возможность, будет неправильно. Единственным вариантом в случае, когда необходимо при рассеивании учесть источники другого объекта ОНВ может стать совместное рассеивание. Такой подход часто просят для близкорасположенных объектов, например стоящие по обеим сторонам дороги АЗС.
Стоит заметить, что согласно Методике расчета НДВ, не должны быть превышены гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны и других территориях, к которым согласно
СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий” утвержден
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 п. 70 относятся:
-
-
- жилая зон – ≤1 ПДК (ОБУВ);
-
-
-
- территории, выделенные в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации – ≤ 0,8 ПДК (ОБУВ).
-
Теперь рассмотрим письма вызывающие наибольший интерес у разработчиков:
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 декабря 2021 г. N 02/26481-2021-32 об использовании в работе среднегодовых предельно допустимых концентраций.
- Разъяснения по вопросу выполнения расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в частности, о возможности использования упрощенного метода расчета среднегодовых концентраций загрязняющих веществ от Министерства природных ресурсов и экологии.
Для начала акцентируем внимание на письмо Роспотребнадзора. Из него следует:
Среднегодовые гигиенические нормативы (ПДКсг) в настоящее время не используются при:
— расчетах размеров санитарно-защитных зон;
— обосновании нормативов допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Данное письмо служит разъяснением о порядке применения гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений для целей обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исключение ПДКсг, согласно п. 12.12, уже не даёт нам рассчитать Ссс, но сопоставление Ссг/ПДКсс остаётся. Таким образом, в проектах санитарно-защитных зон, проектах нормативов допустимых выбросов является допустимым ссылаться на данное письмо. И исключать из расчетов соотношение концентраций к ПДКсг.
Далее разберём разъяснения по вопросу выполнения расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в частности, о возможности использования упрощенного метода расчета среднегодовых концентраций загрязняющих веществ опубликованные Минприроды России 31.01.2023.
Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (далее – Методы расчетов рассеивания), утвержденные приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273, содержат два алгоритма расчета среднегодовых концентраций: основной (пункты 10.1 – 10.5.7) и упрощенный (пункт – 10.6).
Пункты 10.1 – 10.5.7 служат для расчета Сдг, то есть не среднегодовой концентрации, а долгопериодной средней концентрации. Для лучшего понимания необходимо сделать сравнительную оценку: Смр>Ссс>Cсг>Сдг.
Согласно пункту 10.6 Методов расчетов рассеивания, упрощенный расчет среднегодовых концентраций загрязняющих веществ от одиночного источника с использованием формулы (144) допускается проводить при отсутствии необходимых для расчета долгопериодных средних концентраций функций распределения метеорологических параметров, а также информации о прочих характеристиках режима, определяющих среднегодовые концентрации метеопараметров. С использованием формулы (144) может проводиться упрощенный расчет среднегодовых концентраций от совокупности точечных источников, а также, с учетом соотношений (122) ₋ (124), от линейного и площадного источника выброса. Результаты упрощенного расчета среднегодовых концентраций дают их оценку сверху и, соответственно, не могут использоваться для корректировки расчетов долгопериодных концентраций, выполненных по формулам, приведенным в пунктах 10.1 ₋ 10.5 Методов расчетов рассеивания.
В соответствии с пунктом 10.3.1 Методов расчетов рассеивания, долгопериодная средняя концентрация загрязняющего вещества при наличии нескольких источников выбросов определяется по формуле (122) как сумма долгопериодных средних концентраций загрязняющих веществ от отдельных источников. Соответствующий расчет допустимо проводить для случая, когда слагаемые в формуле (122) рассчитаны по формуле (144). При этом следует иметь в виду, что, если хотя бы одно из слагаемых в формуле (122) определено по упрощенной схеме расчета, содержащейся в пункте 10.6 Методов расчетов рассеивания, окончательный результат расчета по формуле (122) должен использоваться со всеми ограничениями, наложенными на применение упрощенной схемы расчета.
Данные абзацы не содержат новой информации. Аналогичная позиция регулирующих органов приведена и в п. 10.6 МРР-2017.
Что касается формулы (170), то согласно пункту 12.12 Методов расчетов рассеивания, она предназначена для определения среднесуточных концентраций загрязняющих веществ, для которых установлены гигиенические нормативы предельно допустимых максимальных разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций. При приближенной оценке среднегодовых концентраций, полученных по формуле (144) соотношения, на которых основана формула (170) Методов расчетов рассеивания, не применимы. В этой связи при расчетах по формуле (170) недопустимо использовать приближенную оценку, полученную с использованием формулы (144).
Таким образом, расчёт Ссс для ЗВ, по которым не установлены ПДКмр и/или ПДКсг, не проводится. А вот приближенная оценка согласно МРР-2017 встречается в п. 9.2.1 и п. 10.2.1. В первом случае относится к максимальной концентрации ЗВ, полученной без учета влияния застройки при опасных скоростях ветра. А во втором случае для функций распределения метеорологических параметров. Из чего следует, что формула 144 для получения приближенной оценки не используется.
Таким образом, использование результатов расчета упрощенных годовых концентраций по формуле (144) Методов расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе для расчета среднесуточных концентраций по формуле (170) положениями указанных Методов расчетов рассеивания не предусмотрено.”
В случаях расчёта с учётом фона, использование результатов расчёта по формуле 144 невозможно по определению. Так как учет фона предусмотрен формулой 122. Стоит отметить, что в Методах согласно п. 10.3.1 учет фона предусмотрен формулой 122. Двойной учет фона по формуле 144 и 122 совместно не предусмотрен. Так как формула 144 содержит общую норму, а формула 122 специальную. Специальная норма вытесняет общую.
Следующие термины отсутствуют и не упоминаются по тексту методов утвержденных приказом №273:
-
-
- “упрощенные годовые концентрации”;
- “приближенная оценка среднегодовых концентраций”;
- “полноценные среднегодовые концентрации”.
-
Таким образом, при внимательном прочтении письма можно сделать вывод о том, что использование результатов расчета упрощенных годовых концентраций по формуле (144) для расчета среднесуточных концентраций по формуле (170) не предусмотрено, так как в Методах отсутствует упрощенная годовая концентрация. При этом, согласно формуле 170 для расчета используются c/m.r и c/c.r – максимальная разовая и среднегодовая концентрации ЗВ ( упрощенная годовая концентрация не является среднегодовой концентрацией ЗВ).
Как уже было отмечено ранее, среднегодовая концентрация рассчитывается именно формулой 144 и в дальнейшем по формуле 122, что допускается согласно п. 10.6 МРР-2017, а максимальная разовая концентрация формулой 49.
Стоит отметить, что согласно формуле 170 Методов не предусмотрено использование долгопериодной концентрации, а указана максимальная разовая и среднегодовая концентрации ЗВ. При этом, учет фона проводится в соответствии с приведенными в Методах формулами 122 (на которую имеется ссылка в п. 10.6) и 49.
Для большей явности стоит отметить, что долгопериодные расчеты по наблюдавшимся ранее климатическим данным, ориентированы на рассмотрение ретроспективы с поиском математического ожидания наиболее вероятной величины долгопериодной концентрации.
Немаловажным фактором является наличие более ранних писем Министерства природных ресурсов и экологии, например N 20-47/35535 от 16 ноября 2021 г. “О расчете среднегодовых концентраций загрязняющих веществ”.
При расчете среднесуточных концентраций по формуле (170) Методов используются значения как максимальных разовых (Смр), так и среднегодовых (Ссг) концентраций загрязняющих веществ. Для определения среднегодовых (Ссг) концентраций возможно применение формулы (122) Методов при расчете долгопериодных средних концентраций от совокупности источников, в том числе и по упрощенной схеме. Однако в последнем случае на область применения полученных результатов пунктом 10.6 Методов наложены определенные ограничения: упрощенный расчет не допускается при вычислении фоновых концентраций по формулам, приведенным в Приложении N 4 к Методам, а также стандартных отклонений и коэффициентов вариации долгопериодных средних концентраций. Результаты упрощенного расчета среднегодовых концентраций дают их оценку сверху и, соответственно, не могут использоваться для корректировки расчетов долгопериодных средних концентраций, выполненных по формулам, приведенным в пунктах 10.1 – 10.5 Методов.
Расчёт Ссг не предусмотрен Приказом № 811, так как периоды НМУ краткосрочны и не продолжаются в течение всего года. Согласно п. 13 Приказа № 811 мероприятия по сокращению выбросов разрабатываются для периодов НМУ, что исключает необходимость среднегодового расчёта.
Вопрос учета фона при разработке мероприятий при НМУ изложен в разъяснительном письме от 08.04.2021 № 12-50/4498-ОГ и указывает на необходимость оценки влияния выбросов ОНВ с учетом фона. Эта позиция полностью соответствует п. 8.1 МРР-2017, согласно которому фон учитывается при наличии неучтенных источников. Далее в приказе № 811 рассматривается не вопрос создаваемой выбросами ОНВ максимальной концентрации, а вопрос оценки эффективности разрабатываемых мероприятий.