Определение опасности груза при передаче отходов в ППК ФЭО (пункт переработки и конечной утилизации федерального экологического оператора) требует оценки его потенциальных воздействий на окружающую среду и здоровье людей.
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), принятое ООН более 50 лет назад, ввело единые правила для перевозки таких грузов по территориям европейских стран на специальном автомобильном транспорте. В России существуют свои подобные правила, называемые ПОГАТ – Перевозка Опасных Грузов Автотранспортом.
Опасным грузом считаются вещества, которые могут причинить вред водителю, другим людям и окружающей среде. Компании, которые их перевозят, должны неукоснительно следовать правилам соглашения, поскольку в случае нарушения требований возможны локальные или масштабные экологических катастрофы.
По норме федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.98 “Об отходах производства и потребления” все юридические лица и ИП, которые в ходе своей деятельности образовывают отходы I и II класса опасности, обязаны передавать их специальной организации – Федеральному экологическому оператору. Это единственная организация, которая по закону управляет, организует и контролирует все процессы, связанные с отходами I–II класса опасности.
Заказчик обязан подготовить отходы для транспортирования федеральным оператором в упаковке, соответствующей требованиям, регулирующим перевозку опасных грузов.
Нужно уметь соотносить свойства опасных грузов и отходов, чтобы определить:
- класс груза;
- правила погрузки, транспортировки и маркировки;
- тару для транспортирования;
- требования, касающиеся экипажей, оборудования и транспортных средств и их эксплуатации;
- требования, касающиеся документов и т.п.
Выбор и закупка тары для транспортирования отходов, маркировка и определение класса опасности груза будет осуществляться заказчиком, за что он и несет ответственность перед ФЭО. Поэтому лучше проконсультироваться у специалистов Роспотребнадзора по всем возникшим вопросам, чтобы не тратиться потом на штрафы.
На таре опасных грузов обязательно должны быть написаны грузоотправитель/грузополучатель, откуда и куда доставляется груз и количество (масса) груза.
Маркировка тары обязательно должна содержать:
- QR-код из ФГИС ОПВК (должен быть нанесен таким способом, который обеспечивает его неотделимость от тары и защищенность от воздействия факторов окружающей природы (снега, дождя, ветра), которые могут привести к повреждению QR-кода и его нечитаемости);
- информацию о грузе: масса (нетто/брутто), размеры грузового места;
- манипуляционные знаки, указывающие способы обращения с тарой;
- маркировку вида и степени опасности груза (знаки-табло опасности, номера ООН, маркировки и предупреждения об опасности, идентификационные номера опасности, номера аварийных карточек).
Тара для опасного груза должна быть сертифицирована.
Также необходимо определить способы крепления тары, например, по ГОСТУ 19433-88, ГОСТ 26319-2020.
Перечень опасных грузов установлен таблицей раздела 3.2 ДОПОГ, определяет отнесение опасных грузов к конкретным наименованиям грузов с присвоенными им номерами ООН. В этой же таблице отсылки к особым указаниям, содержащимся в разделе 3.3.
Некоторые специальные положения раздела 3.3 частично или полностью освобождают перевозку отдельных опасных грузов от действия требований ДОПОГ. Это изъятие применяется, если есть ссылка на специальное положение, как, например, для отработавших аккумуляторных батарей кислотных аккумуляторов, если:
- их корпуса не повреждены;
- они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, а также их скольжению, падению или повреждению, например, путем штабелирования на поддонах;
- на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот;
- они защищены от короткого замыкания.
С 1 сентября этого года вступают в силу изменения, внесенные в форму типового договора постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2023 № 458 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.10. 2019 г. № 1363».
Форма типового договора дополнена условиями, предусматривающими, что подписание договора сторонами и его передача другой стороне осуществляется посредством ФГИС ОПВК с применением УКЭП в виде электронных документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) соглашением сторон, а также при отсутствии возможности использования ФГИС ОПВК по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Закреплены сроки оказания услуг федеральным оператором. При этом указаны сроки передачи (погрузки) отходов для целей транспортирования ‒ 60‒90 дней с даты оплаты заказчиком аванса (90‒120 дней для труднодоступных территорий) и отдельно прописано, что обезвреживание, и (или) утилизацию, и (или) размещение отходов, указанных в заявке, федеральный оператор обеспечивает в течение 60 дней со дня приема отходов на транспортирование.
Для обеспечения безопасного и оперативного оказания услуг форма заявки на вывоз отходов (приложение к форме типового договора) дополняется информацией об отнесении передаваемых отходов I и II классов опасности к опасным грузам. Конкретизируется порядок осуществления возврата передаваемых отходов I и II классов опасности при выявлении их несоответствия условиям договора, в частности устанавливается срок, в течение которого федеральный оператор обязан осуществить возврат авансового платежа по заявке, по которой осуществлен возврат отходов.
По статье 12.21.2. КоАП нарушения правил перевозки опасных грузов административно наказуемы.
Перевозка опасных грузов водителем:
- не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов,
- либо на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов,
- с несоблюдением условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами,
грозит штрафами и водителю в размере от 2 000 до 2 500 рублей или лишением права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев, и должностным лицам, ответственным за перевозку, – от 15 000 до 20 000 рублей, и юридическим лицам – от 400 000 до 500 000 рублей.
Иные нарушения правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, перечисленных выше, влекут наложение административного штрафа
- на водителя в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
- на должностных лиц, ответственных за перевозку – от 5 000 до 10 000 рублей;
- на юридических лиц – от 150 000 до 250 000 рублей.
Чтобы избежать таких ситуаций
- определите категорию отходов: проверьте, входит ли ваш груз в одну из категорий опасных отходов, указанных в законодательстве вашей страны или региона;
- изучите информацию о химических веществах или компонентах в вашем грузе. Проверьте их токсичность, взрывоопасность, пожароопасность и другие параметры, которые могут указывать на потенциальные опасности;
- проверьте правила перевозки: узнайте требования и правила перевозки опасных грузов, установленные в стране. Это поможет определить не только опасность груза, но и специфические меры предосторожности, которые необходимо принять при его транспортировке.
- проконсультируйтесь с экспертами: если возникают сомнения или нужна дополнительная информация, наши эксперты-экологи оценят опасность вашего груза и разработают соответствующие меры безопасности.
Важно помнить, что безопасность при обращении с опасными отходами является приоритетом, поэтому перевозка и передача таких грузов должны выполняться с соблюдением всех необходимых правил и регуляций.