Оценка затрат на внедрение НДТ и меры государственной поддержки
Наилучшие доступные технологии (далее – НДТ) являются частью политики устойчивого развития. Для компаний переход на НДТ означает увеличение затрат на экологизацию производства и повышение уровня корпоративной социальной ответственности. Для стабилизации экономической стороны вопросы законодательством предусмотрен ряд мер государственной поддержки.
В статье разбираются основные меры господдержки внедрения НДТ, среди которых субсидии на компенсацию части затрат в рамках реализации инвестиционных проектов. Так же рассматривается экономический инструментарий, позволяющий компаниям самостоятельно оценить затраты на внедрение НДТ.
Меры государственной поддержки
Переход предприятий на НДТ позволяет создать условия для технологического улучшения российской промышленности, повышая ее конкурентоспособность, а также снижая негативное воздействие на окружающую среду. Однако этот процесс связан с привлечением существенных объёмов финансовых ресурсов. Для положительного эффекта от модернизации производства и внедрения НДТ государство разрабатывает меры поддержки.
В процессе внедрения НДТ у организации есть возможность вернуть переплату за НВОС в счёт инвестиций. Для этого нужно подать заявление в территориальный орган Росприроднадзора. Подробнее о нюансах зачёта платы – в приказе Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 (ред. от 17.07.2020) «Об утверждении Порядка зачёта и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС».
Налоговые льготы по плате за НВОС после внедрения НДТ
Первый вариант – снижение платы за НВОС. Из суммы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, но в пределах исчисленной платы за НВОС. При этом мероприятия должны быть включены в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Второй вариант – отказ от взимания платы. При исчислении платы за НВОС к ставкам применим коэффициент 0. Эта мера доступна объектам I категории, которые уже перешли на НДТ, а также предприятиям II категории, относящиеся к областям применения принципа НДТ. Статья 16.3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Подробнее об исчислении и взимании платы на НВОС – в Постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 N 255.
Инвестиционный налоговый кредит
При реализации мероприятия или мероприятий по снижению НВОС организация может воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом (далее – ИНК), который подразумевает изменение срока уплаты налога с последующей уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, по региональным (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местным налогам (земельный налог).
ИНК предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Причём, в зависимости от суммы кредита заявление может быть подано по месту жительства в УФНС, если сумма менее 10 млн рублей, а если более, то в МИ ФНС по управлению долгами.
Если при внедрении НДТ организация обращалась за инвестиционным налоговым кредитом, то она может возместить проценты по этому кредиту в счёт налога на прибыль.
Введение для оборудования НДТ коэффициента амортизации 2
Для основных средств предприятия может применяться ускоренная амортизация техники и технологий, относящихся к НДТ, в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством РФ.

Фонд развития промышленности
Фонд развития промышленности предлагает льготные условия софинансирования проектов в следующих направлениях:
-
- разработка новой высокотехнологичной продукции,
- импортозамещение,
- лизинг производственного оборудования,
- станкостроение,
- цифровизация действующих производств,
- производство предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения,
- производство комплектующих,
- маркировка товаров и повышение производительности труда.
ФРП совместно финансирует проекты, которым требуются займы до 100 млн рублей, с региональными фондами развития промышленности (РФРП) в соотношении 70% (федеральные средства) на 30% (средства регионов). Отбор проектов происходит на конкурсной основе.
Минпромторг России разработал методику оценки и отбора инвестиционных проектов для получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат по внедрению НДТ. Средства могут получить предприятия I категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду для модернизации природоохранного и технологического оборудования. Приказ от 15 октября 2019 года N 3829 «Об утверждении методики проведения…».
Специальный инвестиционный контракт
Специальные инвестиционные контракты предоставляют займы предприятиям на нужды модернизации производства, создание предприятий по производству продукции, не имеющей аналогов в РФ, и внедрение НДТ. Подробнее о специальном инвестиционном контракте – во 2 главе Федерального закона «О промышленной политике в РФ» от 31.12.2014 № 488-ФЗ.
Субсидии на уплату части процентов по кредитам
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.01.2014 № 3 субсидии по кредитам предоставляются организации при условии использования кредита на реализацию инвестиционных проектов. Субсидии предоставляются при условии внесения инвестпроекта в перечень. Решение о включении проекта в этот перечень принимает межведомственная комиссия. Подробнее с правилами и условиями получения субсидий можно ознакомиться, прочитав Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 № 3.
«Зелёные облигации»
Субсидии предприятия получат на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестпроектов по внедрению НДТ. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 № 541 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета. Получить «зелёные облигации» могут те предприятия, которые разместили после 1 января 2019 года облигации под инвестиционный проект, одобренный Минпромторгом и реализуемый в рамках повышения экологической эффективности. Отбор компаний происходит 2 раза в год.

На сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) представлены все меры поддержки, доступные предприятиям разных отраслей.
При всех мерах господдержки целесообразно предприятиям самостоятельно рассчитывать затраты и выгоды от модернизации производства на базе внедрения НДТ. Простой способ – метод дисконтированных денежных потоков, основанный на оценке инвестиционных затрат и эффекта, связанного с внедрением технологии. Для него необходимо рассчитать 3 коэффициента: внутренняя норма доходности (ВНД), чистый дисконтированный доход (ЧДД) и срок окупаемости с учётом дисконтирования. При расчёте необходимо учитывать величину предотвращённых штрафных санкций (коэффициент равен 100).

При расчёте экономического эффекта от внедрения НДТ нужно учитывать и другие показатели, например, сокращение энергопотребления и экономию трудозатрат. Для расчёта экономического эффекта в той или иной ситуации, например, при отсрочке внедрения технологии, применим метод реальных опционов. Комплексный подход к разработке плана использования наилучшей доступной технологии на производстве позволяет минимизировать возможные риски и уменьшить затраты.
Российское природоохранное законодательство, частью которого является регламентация всего, связанного с НДТ, находится в стадии становления. К НДТ применимы общие инвестиционные льготы, но и их применение ограничено по отраслевому признаку. Переход на НДТ позволит предприятиям успешно решать комплекс задач по обеспечению экологической безопасности, повышению энергоэффективности, снижению ресурсоёмкости, импортозамещению и повышению конкурентоспособности.
Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии – записаться на экоаудит…
Отдел продаж: 8-800-200-14-97 (звонок бесплатный)
8-967-988-92-17 WhatsApp.
В Telegram мы отвечаем на вопросы и делимся опытом, подписывайтесь на наш канал – https://t.me/ecologeasy.