Ответ на поставленный в названии статьи вопрос можно найти, проанализировав актуальную нормативно-правовую базу и зная конкретную ситуацию с санитарно-защитной зоной (СЗЗ) предприятия.
Проект санитарно-защитной зоны объектов разрабатывается на основании:
– Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ;
– СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
– Постановления Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Дополнительно, в 2024 году готовится к принятию новое Положение о СЗЗ (вместо ПП РФ № 222), изменяющее правила установления СЗЗ, порядок обоснования границ и размеров СЗЗ и особенности предоставления компенсаций собственникам объектов в границах СЗЗ.
Как указано в Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 222 от 3 марта 2018 (далее – Правила), СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Т.е. при превышении уровней 1 ПДК/ПДУ за границами промплощадки.
Таким образом, все предприятия, не имеющие установленных СЗЗ, должны либо установить ее, либо подтвердить отсутствие необходимости ее установления, для чего также требуется разработка проекта СЗЗ.
В соответствии с пунктом 13 статьи 26 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” с 1 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Таким образом, с наступлением 2025 г. предприятия оказываются практически безоружными перед планами размещения в непосредственной близости от своих промплощадок объектов, нахождение которых в границах СЗЗ не допускается (п.5 Правил), например, объектов жилищного строительства или иного назначения (рекреации, спортсооружений открытого типа, объектов образования, медицины, пищевого производства). Последствия появления таких объектов в дальнейшем при установлении СЗЗ могут обернуться необходимостью «обходить» такие объекты, чтобы они не вошли в границы установленной СЗЗ, если удастся обосновать и согласовать такое сокращение СЗЗ.
Также стоит добавить, что в соответствии с п. 11 Правил, подать заявление об уменьшении размеров (сокращении) СЗЗ, снятии отдельных ограничений на использование земельных участков в ее границах или о прекращении существования СЗЗ могут также физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, при наличии результатов исследований, подтверждающих отсутствие превышений гигиенических нормативов ПДК/ПДУ за границами его промплощадки (контура объекта).
Что же делать сейчас организациям в связи с обозначенной ситуацией? И в какие сроки это необходимо сделать?
Если до 01.01.2025 СЗЗ не будет установлена, нужно до 01.01.2028 г. направить в Роспотребнадзор заявление об установлении границ или об отсутствии необходимости ее установления (п.14, п. 17 статьи 26 342-ФЗ).
Если до 01.01.2025 на объекте установлена СЗЗ, сделано описание местоположения границ или границы обозначены на местности, она считается установленной до 01.01.2028 г. (п. 8 – 9 статьи 26 342-ФЗ).
Если по состоянию на 01.01.2025 границы СЗЗ установлены, но не внесены в ЕГРН, необходимо отправить сведения о СЗЗ в органы Росреестра самостоятельно в срок до 01.01.2028 г. (п. 12 статьи 26 342-ФЗ).
Собственники зданий, сооружений, для которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 1 октября 2024 г. должны обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении или прекращении СЗЗ (п. 13 статьи 26 342-ФЗ).
С 2022 года предприятия 2-5 класса опасности подают документы для установления/изменения СЗЗ в территориальные отделениях Роспотребнадзора. В Центральное отделение ведомства отправляются только проекты санитарно-защитных зон предприятий 1 класса опасности.
Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии – записаться на экоаудит…
Отдел продаж: (4812) 618-590, 8-800-700-9684 (звонок бесплатный)
8-967-988-92-17 WhatsApp, Телеграмм.