Лабораторный контроль на границе санитарно-защитной зоны

Программа лабораторного контроля (ПЛК) на границе санитарно-защитных зон (СЗЗ) является ключевым инструментом для обеспечения экологической безопасности и защиты здоровья населения. При ее разработке и реализации часто допускаются ошибки, которые могут привести к недостоверным результатам и, как следствие, к неэффективному контролю.

Разработка и согласование проекта СЗЗ

от 75 000 руб.
За 2 недели

1. Одним из самых распространенных замечаний является недостаточное количество точек мониторинга на границе СЗЗ. Зачастую предприятия ограничиваются минимальным количеством точек, не учитывая рельеф местности, розу ветров и другие факторы, влияющие на распространение загрязняющих веществ. Это не позволяет получить полную и объективную картину уровня загрязнения на всей границе СЗЗ, что может привести к недооценке рисков и пропуску территорий с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК).

Решение:

  • тщательный анализ территории. Необходимо провести детальный анализ территории вокруг предприятия, включая рельеф, розу ветров, расположение жилой застройки и других объектов, которые могут подвергаться воздействию.
  • обоснование выбора точек. Выбор точек должен быть обоснован с учетом результатов анализа территории и характеристик выбросов предприятия.
  • равномерное распределение. Точки мониторинга должны быть равномерно распределены по всей границе СЗЗ, включая участки с наибольшим потенциальным воздействием и места сокращения СЗЗ.
  • использование дополнительных точек. В случае сложной конфигурации СЗЗ или наличия значительных перепадов рельефа, необходимо использовать дополнительные точки мониторинга

2. Другой распространенной проблемой является недостаточное количество контролируемых веществ и дней измерений. Это может быть связано с попыткой сократить затраты на лабораторные исследования или с недостаточным пониманием специфики выбросов предприятия. Недостаточное количество контролируемых веществ и дней измерений не позволяет получить достоверную информацию об уровне загрязнения, не выявляет все потенциально опасные вещества и не позволяет оценить динамику загрязнения.

Решение:

  • полный перечень веществ. Перечень контролируемых веществ должен включать все вещества, которые могут присутствовать в выбросах предприятия, включая специфические маркерные вещества и вещества с концентрациями, превышающими 0,5 ПДК;
  • обоснование перечня. Обоснование перечня контролируемых веществ должно основываться на анализе производственных процессов, используемого сырья и технологий, а также данных по рассеиванию;
  • соблюдение минимальной продолжительности исследований. Необходимо соблюдать минимальную продолжительность исследований, установленную нормативными документами (50 дней для I и II классов опасности, 30 дней для III, IV  и 10 дней для V классов);
  • адаптация программы. В случае выявления новых источников загрязнения или изменения технологии производства, необходимо оперативно адаптировать программу, включая новые вещества в перечень контролируемых.

3. Неправильный выбор точек мониторинга, даже при достаточном их количестве, может привести к искажению результатов. Неправильно выбранные точки могут не отражать реальную картину загрязнения. Исключение из рассмотрения участков с наибольшим загрязнением или отсутствие точек на границе нормируемых территорий делают исследования неинформативными.

Решение:

  • ориентация на розу ветров. Учитывать преобладающее направление ветра при выборе точек мониторинга.
  • учет рельефа местности. Размещать точки с учетом влияния рельефа на распространение загрязнения.
  • расположение вблизи нормируемых территорий. Обязательное размещение точек на границе нормируемых территорий (жилая застройка, детские и лечебные учреждения), даже если они удалены        от основной границы СЗЗ.
  • исключение влияния зданий. Соблюдать расстояние не менее 2 м         от зданий, чтобы избежать ошибок в связи с отражением звука (для измерений шума).

4. Необоснованная замена веществ при проведении мониторинга. Замена контролируемых веществ в процессе проведения мониторинга без веских оснований является серьезным нарушением, делает невозможным сравнение результатов исследований в разные периоды времени и может скрыть реальную картину загрязнения.

Решение:

  • Любая замена контролируемых веществ должна быть обоснована результатами предыдущих исследований, изменениями в технологическом процессе или другими объективными причинами.
  • Замена веществ должна быть согласована с контролирующими органами.
  • Необходимо вести подробный учет всех изменений в программе мониторинга.

Эффективный лабораторный контроль на границе СЗЗ требует от специалистов высокого уровня компетенции, тщательной проработки программы и строгого соблюдения методических рекомендаций. Избегание типичных ошибок поможет обеспечить достоверность и надежность результатов исследований.

Подробнее о разработке и согласовании проекта СЗЗ здесь.

Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии – записаться на экоаудит…

Отдел продаж: 8-800-200-14-97 (звонок бесплатный)
8-967-988-92-17 WhatsApp.

В Telegram мы отвечаем на вопросы и делимся опытом, подписывайтесь на наш канал – https://t.me/ecologeasy.

Подпишитесь на наш канал      Лабораторный контроль на границе cанитарно-защитной зоны. Замечания к программам контроля в составе проекта СЗЗ.