Лабораторный контроль на границе cанитарно-защитной зоны.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) является важным элементом системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Её главная задача – снижение негативного воздействия промышленных и других объектов на окружающую среду и здоровье человека. Для эффективного контроля за соблюдением установленных нормативов в СЗЗ, необходима грамотно разработанная программа лабораторного контроля. Она должна соответствовать требованиям законодательства и учитывать специфику объекта, являющегося источником воздействия.

В России отсутствует единый, универсальный законодательный акт, подробно описывающий структуру и содержание программы лабораторного контроля на границе СЗЗ для всех типов объектов. Требования формируются из комбинации различных нормативных документов.

Экологическое сопровождение предприятия

от 3 000 руб. в месяц

Это значит, что программа лабораторного контроля для конкретного предприятия или объекта должна быть разработана на основе:

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”, который устанавливает общие требования к разработке проекта СЗЗ и режиму, включая необходимость проведения контроля, но не детализирует структуру программы. Он указывает на необходимость разработать программу, адаптированную к конкретному объекту.
  • Специфических СанПиНов и других нормативных документов в зависимости от отрасли (промышленность, пищевая промышленность, энергетика и др.) и вида деятельности объекта, и существующих  дополнительных требований, которые должны быть учтены в программе. Например, для предприятий с потенциальными выбросами вредных веществ в атмосферу, водоемы или почву, нормы будут существенно отличаться.
  • существующих методических рекомендаций и руководств, которые могут предоставлять более подробную информацию, но они не имеют юридической силы.
  • межотраслевых инструкций, приказов и распоряжений конкретных министерств и ведомств, которые конкретизируют требования в определенных отраслях.
  • разработанных на предприятии локальных нормативных документов, детализирующих процедуры, контролирующие показатели и методики измерений.

Периодичность и объем наблюдений определяют с учетом класса опасности объекта по санитарной классификации:

– для объектов I и II классов опасности по санитарной классификации:

  • Не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке отбора проб.
  • Исследования должны быть направлены на изучение приоритетных показателей загрязнения атмосферного воздуха

– для объектов III — IV классов опасности по санитарной классификации:

  • Не менее 30 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке.
  • Исследования должны быть направлены на изучение приоритетных показателей загрязнения атмосферного воздуха.

– для объектов V класса опасности по санитарной классификации

  • При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.

Программа лабораторного контроля на границе СЗЗ для каждого объекта должна быть индивидуально разработанной и утвержденной, с учетом специфики объекта, отраслевых требований и общих норм, устанавливаемых СанПиН и другими документами. Это делает процесс разработки сложным и требующим привлечения специалистов.

Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии – записаться на экоаудит…

Отдел продаж: 8-800-200-14-97 (звонок бесплатный)
8-967-988-92-17 WhatsApp.

В Telegram мы отвечаем на вопросы и делимся опытом, подписывайтесь на наш канал – https://t.me/ecologeasy.

Подпишитесь на наш канал      Лабораторный контроль на границе cанитарно-защитной зоны. Требования к составлению программы