Блог Ваш ЭКОЛОГ
  • Главная
  • Блог
  • Услуги
  • Курсы

Темы

  • Вода
  • Жизнь компании
  • Наш опыт
  • НМУ
  • ПДВ
  • СЗЗ
  • Экологическая отчетность
Блог Ваш ЭКОЛОГ
WhatsApp
Telegram
dogovor@vashecolog.ru+7-800-200-14-97
Блог Ваш ЭКОЛОГ
  • Главная
  • Блог
  • Услуги
  • Курсы
  • Наш опыт
  • Экологическая отчетность

Изменения требований при проведении государственного экологического надзора и производственного экологического контроля. Юридические аспекты. Комментарии к последней редакции Федерального закона № 248-ФЗ. Практические вопросы.

  • 03.05.2023
  • Екатерина Романенкова
Екатерина Романенкова

Ознакомиться с изменениями в системе государственного надзора (контроля) можно на официальном сайте реформы контрольно-надзорной деятельности.

официальный сайт реформы контрольно-надзорной деятельности

В N 7-ФЗ даётся определение государственному экологическому контролю (надзору), который регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  1. ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» от 30.06.2021 N 1096.
  3. ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ.

Закон N 248-ФЗ сместил акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и предоставление гарантий организациям при взаимодействии с проверяющими органами.

Деятельность инспекторов регулируется не только N 248-ФЗ, но и КоАП N 195-ФЗ.

Важно! Оформление протоколов об административных правонарушениях возможно только по итогам контрольно-надзорных мероприятий.

Государственный надзор (контроль) осуществляет либо Росприроднадзор, либо органы исполнительной власти субъектов РФ. Их основные функции – предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Государственный надзор

Экологическое сопровождение предприятия

Цена 2500 руб. в месяц

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ

Мораторий на проведение плановых проверок

До 2030 года проведение плановых проверок возможно только в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности. Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 N 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» .

Контрольный орган при осуществлении государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):

а) чрезвычайно высокий риск;

б) высокий риск;

в) значительный риск;

г) средний риск;

д) умеренный риск;

е) низкий риск.

Категории риска и периодичность плановых ьмероприятий

Отнесение объектов контроля к определённой категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Росприроднадзора. Они ведут перечни объектов контроля с указанием категории риска. Чтобы узнать, какая категория присвоена объекту НВОС, необходимо обратиться в территориальный орган.

Введение профилактических визитов вместо проверок

До 2030 года введены профилактические визиты по поручению президента, председателя правительства или его заместителей. Проверяемое лицо не вправе отказаться от такого визита, в отличие от обычного профилактического визита. Контролирующий орган во время визита может провести осмотр, отобрать пробы, истребовать документы, провести экспертизу.

Внеплановые проверки возможны по согласованию с прокуратурой в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков в определённых случаях:

  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения ЧС, угрозе обороны страны и безопасности государства;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований,
  • при проверке устранения нарушений на объекте (после истечения срока).

При этом внеплановая выездная проверка проводится только если невозможно установить на основании имеющихся документов факт устранения нарушений.

В случае возникновения вопросов по осуществлению видов контроля (надзора) можно воспользоваться Единым реестром федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. N 415» от 16.04.2021 № 604.

Федеральный государственный экологический контроль

Расширение списка индикаторов риска нарушений

Согласно Приказу Минприроды России от 10.01.2023 N 5 с 1 сентября 2023 года к действующим индикаторам риска нарушения обязательных требований в сфере федерального экологического госконтроля. В их числе есть такие:

  • владельцы ряда производственных объектов представили в Росприроднадзор акт о том, что они выполнили план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнений окружающей среды;
  • компания, которая среди прочего перерабатывает и реализует углеводородное сырьё и продукцию из него, не направила в контролирующий орган уведомление об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • от застройщика или технического заказчика в Росприроднадзор не поступило извещение о начале строительства либо реконструкции объектов капстроительства.

Внеплановые проверки должны назначаться, исходя из индикаторов рисков. Увеличение числа индикаторов рисков и их публичность направлены на повышение качества проведения надзорной деятельности и прозрачности всей контрольной системы для бизнеса.

Экологическое сопровождение предприятия

Цена 2500 руб. в месяц

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ

Продление разрешительных документов

Правительство утвердило постановление N 63 об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов, истекающих в 2023 году, на 12 месяцев. Государственные органы сами внесут изменения в реестры и базы данных.

До конца 2023 года продлевается возможность упрощения разрешительных процедур по решению госорганов. Речь идёт о сокращении сроков предоставления услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для получения разрешений, о временной отмене оценки соответствия обязательным требованиям.

Такой же порядок будет действовать в 2023 году и на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей согласно Постановлению Правительства РФ от 15.02.2023 N 227.

Производственный экологический контроль

Согласно закону, вступившему в действие 1 сентября 2022 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны документировать ПЭК на своих производствах, и своевременно предоставлять эту информацию в Росприроднадзор до 25 марта в бумажном виде или в электронной форме.

Подробнее о программе ПЭК
Подробнее о содержании программы ПЭК

Приказ Минприроды России от 18.02.2022 N 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля действует до 1 сентября 2028 года. Важным изменением содержания программы ПЭК является новый раздел о побочных продуктах производства.

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий

В рамках реформы в России создана Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ). Все проверки контролёры должны заранее вносить в этот реестр, который синхронизирован с порталом госуслуг. При решении провести у себя проверку, необходимо зарегистрироваться на сайте, получить индивидуальный номер и QR-код.

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий

Постановление Правительства РФ «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок» от 28.04.2015 г. N 415.

Профилактические мероприятия

В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

Подробнее о каждом виде профилактических мероприятий в N 248-ФЗ.

Контрольно-надзорные мероприятия

Предусматривается широкий перечень новых контрольно-надзорных мероприятий, помимо выездной и документарной проверки, к которым отнесены:

  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Для каждого мероприятия есть свой перечень контрольный (надзорных) действий. Постановление Правительства РФ «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» от 30.06.2021 N 1096.

При этом предусмотрены два мероприятия, которые могут проводиться без взаимодействия с контролируемым лицом:

  1. наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  2. выездное обследование.

В случае выездной проверки организация за 24 часа получает уведомление в личном кабинете на сайте или портале Госуслуги. Есть четкие сроки проведения выездных проверок. По общему правилу, это десять рабочих дней. Проверка малых предпринимателей ограничена 50 часами, микропредприятия – 15 часами. Документарную проверку с прокуратурой согласовывать не нужно. При этом на предоставление документации у организации есть 10 дней, которые исчисляются с момента запроса инспектора.

Таким образом, N 248-ФЗ разграничивает профилактические и надзорные (контрольные) мероприятия, чётко описывая действия для каждого вида проверки. Вводит независимую экспертизу, освобождает организации от плановых проверок до конца 2030 года.

Всё взаимодействие с проверяющими осуществляется через Единый портал государственных услуг, с которым связан личный кабинет в системе ФГИС ЕРКНМ. Некоторые мероприятия проводятся только дистанционно. Одновременно с этим появилась возможность обжаловать не только результаты проверки, но и результаты контрольного мероприятия, проведенного во время проверки. Решение обжалуется в досудебном порядке.

Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии – записаться на экоаудит…

Экологическое сопровождение предприятия

Цена 2500 руб. в месяц

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ

Подпишитесь на наш канал      Изменения требований при проведении государственного экологического надзора и производственного экологического контроля. Юридические аспекты. Комментарии к последней редакции Федерального закона № 248-ФЗ. Практические вопросы.

ПОДПИСАТЬСЯ
Екатерина Романенкова
Екатерина Романенкова

Читайте также
лицензирование деятельности
Прочитать пост
  • Наш опыт

Лицензирование деятельности по обращению с отходами I – IV классов опасности. Основные требования к соискателю лицензии

  • Татьяна Фролова
  • 11.07.2025
Приглашение на конференцию в ЕКБ
Прочитать пост
  • Жизнь компании
  • Наш опыт

Конференция по промышленной экологии в Екатеринбурге 29 июля 2025

  • Елена Лютакова
  • 10.07.2025
Роль фоновых концентраций ЗВ в проекте НДВ пошаговое руководство с разбором ошибок
Прочитать пост
  • Наш опыт
  • ПДВ

Роль фоновых концентраций ЗВ в проекте НДВ: пошаговое руководство с разбором ошибок

  • Татьяна Фролова
  • 09.07.2025
Обзор обязательных нормативных актов для разработки СЗЗ как обеспечить соответствие требованиям.
Прочитать пост
  • Наш опыт

Обзор обязательных нормативных актов для разработки СЗЗ: как обеспечить соответствие требованиям.

  • Никита Катышев
  • 08.07.2025
ГЭЭ в 2025 году 10 частых вопросов от экологов
Прочитать пост
  • Наш опыт

ГЭЭ в 2025 году: 10 частых вопросов от экологов

  • Татьяна Фролова
  • 07.07.2025
Изменения в декларации о плате за НВОС с 2025 года что нужно знать природопользователям
Прочитать пост
  • Наш опыт

Изменения в декларации о плате за НВОС с 2025 года: что нужно знать природопользователям.

  • Ирина Ермаченкова
  • 04.07.2025
Государственная экологическая экспертиза новации 2025 года. Общественные обсуждения материалов ОВОС
Прочитать пост
  • Наш опыт

Государственная экологическая экспертиза: новации 2025 года. Общественные обсуждения материалов ОВОС

  • Татьяна Фролова
  • 03.07.2025
Основания для повторной ГЭЭ или отсутствия необходимости ГЭЭ для ряда объектов что изменилось в 2025 году
Прочитать пост
  • Наш опыт

Основания для повторной ГЭЭ или отсутствия необходимости ГЭЭ для ряда объектов: что изменилось в 2025 году

  • Татьяна Фролова
  • 02.07.2025

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие статьи

  • Лицензирование деятельности по обращению с отходами I – IV классов опасности. Основные требования к соискателю лицензии
  • Конференция по промышленной экологии в Екатеринбурге 29 июля 2025
  • Роль фоновых концентраций ЗВ в проекте НДВ: пошаговое руководство с разбором ошибок
  • Обзор обязательных нормативных актов для разработки СЗЗ: как обеспечить соответствие требованиям.
  • ГЭЭ в 2025 году: 10 частых вопросов от экологов

Последние комментарии

  1. Аноним к Как выбрать экспертную организацию
  2. Аноним к Часто задаваемые вопросы по НМУ
  3. Аноним к Часто задаваемые вопросы по НМУ
  4. Блог Ваш ЭКОЛОГ к Зачем нужен контроль выбросов?
  5. Аноним к Зачем нужен контроль выбросов?

Темы

  • Вода
  • Жизнь компании
  • Наш опыт
  • НМУ
  • ПДВ
  • СЗЗ
  • Экологическая отчетность

Вам нужны проекты по экологии?

Отдел продаж

  • Mail

Политика конфиденциальности

Проекты по экологии

Экологическое сопровождение

Курсы для экологов-разработчиков

Подписывайтесь на нас в соцсетях

  • YouTube
  • Telegram
  • VK
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса.

Продолжить
© ООО "Техоборонэксперт", ООО "Ваш ЭКОЛОГ"

Input your search keywords and press Enter.

  • Telegram