Поставленный в заголовке статьи вопрос задают себе все предприятия, но мало кто знает и находит на него ответ. Давайте вместе разберёмся в этих вопросах.
Что говорят нормативно-правовые акты?
Основополагающим является Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, в котором говорится, что все индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Одним из требований санитарного законодательства является установление санитарно-защитной зоны предприятия. В п. 2.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны. Санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов» мы также видим ссылку на 52-ФЗ:
- «В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.»
Также в п. 3.1. того же СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 указано, что:
- «Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.».
Этот пункт почти идентичен п. 1 абзацу 2 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением от 3 марта 2018 года №222:
- «Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.»
Таким образом, мы делаем вывод, что разработка санитарно-защитной зоны нужна всем промышленным объектам на всех этапах их функционирования (проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция). Но в законодательных актах есть определенные «лазейки», которыми пользуются некоторые предприятия.
На примерах из судебной практики, узнаем, есть ли реальная возможность отсрочить разработку проекта СЗЗ на 5 лет
Неоднозначность вносит п. 13, 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон.
Исходя из этого пункта, можно отложить разработку и установление санитарно-защитной зоны до октября 2024 года. Так ли это на самом деле?
Однозначный ответ дает судебная практика. Так, в деле № А64-8339/2021 г. Тамбов от «21» октября 2022 года рассматривался вопрос о необходимости установления санитарно-защитной зоны ранее октября 2024 года.
Предприятию было выдано предписание о необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны. Однако, предприятие его не выполнило, сославшись на п. 14 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018г. № 342-ФЗ.
Суд при рассмотрении дела ссылался на пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.032018г. № 222:
- «Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.»
С момента вступления в силу Правил № 222 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действуют в части, не противоречащей Правилам № 222.
Суд также ссылается на пункт 1 Правил №222, указанный выше. Согласно данному пункту установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и оценка риска для здоровья человека. Указанные расчеты согласно пункту 16 Правил № 222 являются частью СЗЗ при обосновании размеров границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При названных обстоятельствах на заявителе лежала обязанность по установлению СЗЗ.
Таким образом, при отсутствии проекта санитарно-защитной зоны, предприятие не может ссылаться на отсрочку до октября 2024 года, ведь все объекты негативного воздействия должны выполнять санитарное законодательство, а оно в свою очередь предусматривает разработку проекта санитарно-защитной зоны.
Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии – записаться на экоаудит…
Отдел продаж: 8-800-200-14-97 (звонок бесплатный)
8-967-988-92-17 WhatsApp.
В Telegram мы отвечаем на вопросы и делимся опытом, подписывайтесь на наш канал – https://t.me/ecologeasy.