В вопросах установления санитарно-защитных зон нет вопроса более актуального, чем количество дней исследований, контрольных точек и измеряемых веществ.
За годы разработки проектов санитарно-защитных зон, мы сформировали большой практический опыт. Но даже основываясь на нем, нельзя дать исчерпывающий ответ на такой неоднозначный в глазах органах инспекции вопрос.
Конечно, разработка нормативно-правового акта, который бы регулировал это, облегчила бы жизнь заказчикам, разработчикам и проверяющим органам. Ранее такой документ создавался, но он так и не был принят. Его проект можно найти на официальном интернет-портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/)
В связи с отсутствием четкой нормативно-правовой базы, часто возникают конфликты и недопонимание между заказчиком и надзорными органами. Так, разные Управления Роспотребнадзора могут по-разному трактовать одни и те же нормативно-правовые акты в части проведения замеров. Это и количество дней исследований, и количество точек, на которых они будут проводиться.
Заказчик и разработчик проекта СЗЗ стараются пройти экспертизу и далее согласование с наименьшими финансовыми затратами. Надзорные органы со своей стороны часто не оценивают уровень финансовых затрат, которые возлагаются на предприятие поэтому в отказе ссылаются на недостаточное количество дней исследований и на п. 4.5 СанПиН 1200-03 (в котором количество замеров установлено только для случаев сокращения санитарно-защитной зоны для действующих объектов).
В подобных случаях заказчик предпочитает провести тридцать или пятьдесят исследований, а также исследования уровней физического воздействия, которые ему предлагает Роспотребнадзор, а не разбирать данную ситуацию в судебном порядке.
Более понятной ситуация с сокращением СЗЗ стала после выхода письма о разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция). Согласно этому письму, проведение 30 и 50 дней исследований, а также замеров акустического воздействия требуется не только в случаях сокращения уже действующих санитарно-защитных зон, но и в случаях их сокращения с нормативных размеров, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Мы в свою очередь, стараемся выйти на контакт с Роспотребнадзорами при разработке проектов. Из-за отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей количество замеров, приходится сопоставлять количество замеров, необходимое для положительного санитарно-эпидемиологического заключения, а также количество замеров, которые может оплатить заказчик без угрозы разорения предприятия. Да, в некоторых случаях сумма на замеры выходит очень внушительная.
На практике можно столкнуться с абсолютно разным видением одного и того же документа (в данном случае СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Постановление от 3 марта 2018 года N 222). Так, например, в одном регионе достаточно провести один замер, чтобы доказать, что установление СЗЗ не требуется, а в другом не менее 30 дней исследований, так как данный Роспотребнадзор считает, что отсутствие необходимости установления СЗЗ означает сокращение СЗЗ по границе предприятия.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, необходимо решать данные вопросы в судебном порядке, но предприятия не хотят идти на это и предпочитают просто выполнить требования Роспотребнадзора.
Таким образом разработка НПА в данном вопросе является необходимостью, которая позволит упростить работу разработчикам и в ряде случаев позволит снизить финансовую нагрузку для предприятий.
На данный момент мы самостоятельно проводим анализ требований территориальных органов Роспотребнадзора, чтобы составить четкий план действий в той или иной ситуации. Возможно, большое количество обращений по вопросам разъяснения замеров, станет толчком для проработки и опубликования нормативных документов.