Неблагоприятные метеорологические условия — состояние воздушной среды или метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
В соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 «О направлении методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха» снижение загрязнения атмосферного воздуха в период неблагоприятных метеорологических условий является составной частью воздухоохранной деятельности предприятия.
Как правило, режим НМУ объявляется, когда синоптики прогнозируют в ближайшие дни наступление штиля и отсутствие осадков. В итоге в воздухе начинают накапливаться выбросы, которые обычно разносит ветер и прибивает к земле дождь или снег.
Существует три степени опасности НМУ, которые зависят от уровня превышения максимально разовых концентраций загрязняющих веществ установленных нормативов.
Где искать информацию о наступлении НМУ?
Информация о степени опасности НМУ публикуется на официальных сайтах региональных УГМС (например Московский регион – http://www.ecomos.ru/kadr22/predupOwuzWnmuMos.asp) или на сайте http://prognoznmu.ru/ (с него можно перейти на любой официальный сайт региональных УГМС).
По многолетним данным в январе-феврале, а также в августе-сентябре наблюдаются наибольший процент штилей, поэтому в эти периоды наблюдается большее число дней с НМУ. Наибольший процент ветра более 5 м/с наблюдается в апреле-мае и в ноябре, в эти месяцы НМУ наблюдаются реже. Летние грозовые дожди сопровождаются сильными порывистыми ветрами, конвективными движениями – все это способствует вымыванию вредных частиц из атмосферы. К концу лета и началу осени грозовая деятельность идет на спад, в это время растет число дней со слабыми ветрами, усугубляется ситуация частыми пожарами на открытой территории, в частном жилом секторе города жгут мусор и все это накладывается на общий фон загрязнения воздуха.
Прогнозы составляются и передаются в основном для предприятий – загрязнителей атмосферного воздуха, которые обязаны предпринимать меры по сокращению количества выбрасываемых в воздух вредных веществ.
Что делать природопользователям при НМУ?
Меры по сокращению выбросов включают в себя:
Долгое время разработка мероприятий при НМУ велась в соответствии с руководящим документом еще советских времен — РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях».
С 01.11.2019 ст. 19 Закона № 96-ФЗ претерпела изменения: была добавлена необходимость установления на федеральном уровне требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; такие требования были утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее — Требования) и начали действовать с 27.06.2020.
На сегодняшний день при разработке мероприятий при НМУ руководствоваться необходимо нормами Требований. Нормы РД 52.04.52-85 допускается применять в случае, если они не противоречат Требованиям.
В рамках утвержденных Требований разъясняется порядок разработки и согласования мероприятий при НМУ и особенности организации работ по реализации данных мероприятий. Также приводятся рекомендации по формированию Перечня мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для объектов негативного воздействия, относящихся к конкретным видам деятельности, и по содержанию пояснительной записки, прилагаемой к плану мероприятий.
При разработке мероприятий при НМУ хозяйствующие субъекты, которые относятся к I, II и III категории негативного воздействия на окружающую среду, а так же строящиеся объекты I и II категорий:
Выполнение разработанных и утвержденных мероприятий по снижению приземных концентраций в контрольных точках должны обеспечить сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
на 15-20% при НМУ 1 степени опасности,
на 20-40 % при НМУ 2 степени опасности,
на 40-60 % при НМУ 3 степени опасности.
При разработке мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ необходимы следующие данные:
Загрязняющие вещества, характерные для конкретного ОНВ, по которым наблюдается превышение ПДК на границе СЗЗ и осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды определяются на основе:
В Перечень включают загрязняющие вещества:
1) для НМУ 1 степени опасности:
расчетные приземные концентрации загрязняющего вещества, подлежащего нормированию в области охраны окружающей среды за границей территории объекта негативного воздействия при их увеличении на 20% могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
2) для НМУ 2 степени опасности:
расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, при их увеличении на 40% могут превысить);
3) для НМУ 3 степени опасности:
расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, при их увеличении на 60% могут превысить.
Для случаев увеличения значений расчетных концентраций в контрольных точках на 20%, 40% и 60% проводится сравнение таких значений с концентрацией 1 ПДК на границе и территории жилых зон и 0.8 ПДК для особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях соответствующих загрязняющих веществ.
Причем, при определении перечня загрязняющих веществ для разработки мероприятий при НМУ целесообразно предусматривать увеличение в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе и территории объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона.
Перечень источников выбросов формируется – анализируя результаты расчетов рассеивания выбросов, которые должны соответствовать Методам расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 N 273.
В соответствии с разработанными для источников выбросов мероприятиями для ОНВ определяются режимы работы структурных подразделений для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности и составляется пояснительная записка. Рекомендуемый образец содержания пояснительной записки к мероприятиям при НМУ на ОНВ представлен в Приложении N 2 к Требованиям приказа №811.
В периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности на ОНВ осуществляется контроль за соблюдением технологических регламентов работы всех производств, оборудования и установок, а также запрещаются остановки газопылеулавливающих сооружений для выполнения профилактических работ, запрещаются залповые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (кроме случаев, когда уже проводятся технологические операции, по подготовке к проведению залповых выбросов), проведение пусконаладочных работ и испытаний оборудования.
Разработанный план мероприятий при НМУ необходимо согласовать с соответствующим надзорным органом. Срок рассмотрения 60 календарных дней. После согласования Плана НМУ природопользователь получает документ (обычно это «письмо») которой подтверждает согласование Плана или отказ, с пунктами несоответствия Требованиям.
Работа по реализации разработанных мероприятий при НМУ выполняется следующим образом:
1. Руководителем организации (в форме приказа) назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ, в том числе:
-
- за получение прогнозов о НМУ;
- за регистрацию прогноза о НМУ;
- передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ, на которых проводятся мероприятия при НМУ;
- принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ;
- организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;
- контроль за выполнением мероприятий в период НМУ;
- регистрацию информации о выполненных мероприятиях;
- проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля;
- за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ;
- за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ.
2. Так же возможно назначение дополнительных ответственных лиц, отвечающих за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ.
Срок действия разработанных мероприятий при НМУ соответствует сроку действия НДВ и составляет 7 лет, корректировка осуществляется в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов или состава выбросов хозяйствующего предприятия, в результате которых максимальные разовые выбросы изменились более чем на 25%.
За Отсутствие разработанного плана мероприятий и его согласование в установленном законодательством порядке предусмотрены штрафы в соответствии со ст.8.1 КОАП РФ.
На должностных лиц взимается от 2000 до 5000 рублей,
для юридических лиц размер штрафа составляет от 20.000 до 100.000 рублей.